На заседании маслихата г. Астаны депутат Талгат Ергалиев привел информацию о состоянии преступности в городе со ссылкой на наше исследование. Однако, озвученные факты не соответствует действительности и искажены спикером.
Во-первых, депутат заявил, что более половины всех преступлений Астаны сосредоточены на 3 процентах территории города. Это действительно так и подтверждается нашим исследованием, однако данное отношение универсально и наблюдается в городах по всему миру. Из-за этого оно даже имеет название «Закон концентрации преступности» (Law of Crime Concentration). Это типичная и нормальная закономерность. Мы анализировали её, чтобы удостовериться, что основанные на «Законе концентрации преступности» зарубежные подходы к предупреждению преступности применимы в мегаполисах Казахстана.
Во-вторых, были приведены данные, что горячие точки преступности приходятся на район железнодорожного вокзала и прилегающих кварталов. Мы же показываем (см. Приложение исследования), что территория вокзала действительно является местом повышенной криминогенности, но наравне и с другими местами массового скопления людей: торговыми центрами и рынками. Это также считается универсальным феноменом и наблюдается в большинстве исследованных городах мира.
В-третьих, на основании нашего исследования депутат делает вывод о том, что Сарыаркинский район является крайне криминогенным и опасным, что в корне не верно. Мы утверждаем, что при пересчете преступлений на 1 000 населения и изучение динамики преступности в районе происходит меньше преступлений, чем в других частях города (Рисунок 1 исследования). Более того, долгосрочный тренд показывает – Сарыаркинский район стал существенно менее криминогенным за последние 5 лет (Рисунок 5 исследования). Обратная динамика – рост относительного числа преступлений – наблюдается на левом берегу города, что, однако, также можно считать естественным следствием быстрой застройки и увеличения населения.
В-четвертых, Талгат Ергалиев сравнивает показатели преступности в Сарыаркинском районе с международным контекстом, приходя к выводу, что ближайшими аналогами являются столица Венесуэлы, Каракас. Это в корне не соответствует действительности. Из-за разницы системы подсчета и классификации преступлений, в криминологии международные сравнения производятся либо через показатели убийств, либо через стандартизированные опросы жертв преступлений. Исходя из данных, которые приводит депутат, в Сарыаркинском районе в 2024 г. произошло 9,96 убийств на 100 тыс. населения. Аналогичный показатель для столицы Венесуэлы в заслуживающих доверия источниках – 50,3, т.е. в 5 (!) раз больше.
В-пятых, мы призываем ориентироваться на заслуживающие доверия данные: Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан для внутринациональных сравнений и Управления ООН по наркотикам и преступности для международных. Обращаясь к последнему, мы можем увидеть, что Казахстан демонстрирует средние показатели с устойчивым позитивным трендом, находясь в группе стран с общим советским прошлым (например, Литва, Латвия, Молдова), а также рядом с развитыми государствами, такими как Канада.
Мы приветствуем интерес к теме и считаем важным продолжать дискуссию на основе корректно интерпретируемых данных и международно признанных методологических подходов.