Развитие исследовательского потенциала педагогического образования в Казахстане
Гульфия Кучумова, Динара Мухамеджанова, Алия Сарсенбаева, Майра Жақсыбай
13.10.2025
В записке представлена аналитическая оценка развития исследовательского потенциала будущих школьных учителей в системе педагогического образования Казахстана. Работа подготовлена в рамках проекта «Развитие исследовательского потенциала педагогического образования в Казахстане» (грант АР19576588 Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК). Исследование выявило несоответствие между политическим и академическим дискурсами, провозглашающими формирование педагога-исследователя, и реальной практикой подготовки педагогических кадров в вузах. Внедряемые курсы по методологии научных исследований оказываются фрагментарными и недостаточно способствуют развитию навыков доказательного обучения. Основными барьерами названы отсутствие целостного подхода к исследовательски-ориентированному образованию, ограниченные академические и финансовые ресурсы, слабая автономия вузов и недостаточная мотивация студентов. Отмечается, что развитие исследовательской культуры в педагогическом образовании требует комплексной поддержки на индивидуальном, организационном и структурном уровнях, начиная с подготовки вузовских кадров, способных реализовать эту модель через повышение квалификации и внедрение современных методологических практик.
Язык: русский
Ключевые слова: педагогическое образование, исследовательский потенциал, педагог-исследователь, Казахстан, методология научных исследований, университеты, подготовка кадров, академическая автономия, доказательное обучение, образовательная политика